По информации, предоставленной пресс-службой, все пожарные подразделения страны находятся в состоянии постоянной боевой готовности. Все единицы техники, в том числе и насосные станции пожаротушения, прошли технический осмотр и, в случае необходимости, готовы немедленно приступать к ликвидации пожаров. Так на территории Республики Коми (станции Воркута, Инта, Микунь, Печора и Сосногорск) действуют пожарные поезда федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Пожарные поезда являются наиболее эффективными тактическими единицами для тушения и локализации возгораний на железнодорожном транспорте и, близлежащих территориях. Использование поездов позволяют быстро реагировать на чрезвычайные ситуации и проводить аварийно-спасательные работы с максимальной эффективностью. С их помощью без дополнительной транспортировки можно перекачивать из аварийных цистерн опасные грузы непосредственно на самом месте аварии. На вооружении ведомственной охраны имеются поезда двух категорий: 1-я - специализированная и 2-я категория.
После получения тревожного сигнала отправление поезда происходит не позднее, чем через 10 минут. Мобильность и оперативность – главные составляющие успешной работы железнодорожных пожарных поездов. В состав караула включаются только обученные по специальной программе сотрудники.
По своим техническим характеристикам, например, по запасам воды, пожарный поезд – это приблизительно 60-80 пожарных автомобилей. Так насосные станции пожаротушения, оснащенные мощными мотопомпами, способны подавать воду под высоким давлением на расстояние до 600м. Имеются также и переносные мотопомпы марки «Хонда».
Каждый пожарный поезд оснащен электростанцией АБП «Вепрь», комплектами ручного и механизированного аварийно-спасательного инструмента марки «Простор», осветительной установкой «Световая башня», установкой комбинированного тушения пожара УКТП «Пурга».
Комплектуется поезд пожарными рукавами суммарной длины, соответствующей установленным нормативам; пенообразователем; бензином, другим пожарно-техническим оборудованием и средствами связи (сотовыми, поездными, мобильными радиостанциями). В составе поезда имеются две цистерны-водохранилища. В летний самый пожароопасный период в состав включается дополнительная цистерна. Все цистерны водой заполнены постоянно.
Именно в летнее время у пожарных самый ответственный и напряженный период. Часто приходится выезжать на тушение пожаров в населенных пунктах, расположенных вблизи железной дороги. Например, в мае на станции Микунь дважды возникали пожары в зоне частной застройки.
Пожарный состав, оперативно выехавший по сигналу тревоги, успешно ликвидировал очаги возгорания. Благодаря подвижным насосным станциям пожаротушения, в июне в районе поселка Сивая Маска в короткие сроки были потушены горящие сараи и гаражи, и пламя не успело добраться до гражданских построек. Было спасено не только имущество, но и жизни граждан, подвергшихся смертельной опасности, так как в жаркое время очаги возгорания очень быстро охватывают большие территории.
Караулы пожарных поездов не только выполняют свои прямые обязанности, связанные с ликвидацией возгораний и пожаротушением, обеспечением пожарной безопасности. Большое внимание уделяется профилактической работе, направленной на повышение противопожарной защищенности подвижного состава и всей железнодорожной инфраструктуры.